Моду на Елку

В связи с приближающимся юбилеем такого обязательного украшения Новогоднего праздника как елка, между историками ряда стран разгорелись нешуточные споры о том, в какой из них впервые ель стала символом Нового года и Рождества. И действительно, небезынтересно будет узнать, а где же на самом деле родилась Новогодняя елочка.
Из текста известной песенки мы все прекрасно знаем, что елочка родилась в лесу, однако, современные ученые-историки раздобыли более подробную информацию о географическом расположении места ее появления. Актуальность подобных изысканий и споров обусловлена тем, что в текущем году Новогодняя елка отмечает свой 500-летний юбилей, что само по себе является событием значительным.
Основными участника спора стали ученые из Латвии и Германии, каждый из которых пытается определить местом рождения Новогодней елочки свое государство, обосновывая это самыми убедительными историческими документами.
Примерно посредине между спорящими сторонами лежит мнение одного из латвийских ученых, объясняющих происхождение Новогодней ели на территории Германии и ее удачное шествие по другим странам. Несмотря на свое латвийское гражданство, ученый муж не смог против истины в построении теории происхождения Новогодней елки.
Действительно, латвийские семьи в Новогодние праздники имели предмет, который украшался игрушками, фруктами и сладостями. Содержится в древних рукописях и указание на то, что подобный предмет именовался чем-то вроде «новогоднего дерева».
При этом сторонники латвийского происхождения этого атрибута празднования Нового года, по-своему трактуя описание «новогоднего дерева» упирают на то, что речь идет именно о елке. Дальнейшее же распространение в странах Европы, Новогодняя елка получила именно с территории Латвии благодаря развитию торговых связей, заодно переносящих и культуру страны в другие государства.
Однако, как следует из исторических документов, описывающих события тех лет, этим «новогодним предметом» являлась не елка как таковая, а всего лишь изготовленный из дерева предмет пирамидальной формы, который и украшался на время праздничных мероприятий.
Как следует из той самой истины, которая была рождена в разгоревшемся споре, настоящая Новогодняя елочка, называемая рождественской елью, появилась в северных землях Германии, а уже оттуда была завезена в качестве культурной традиции в Латвию и другие страны, теми же купцами, которые стремились соблюдать исконно немецкие традиции, даже находясь далеко от родины.
В пользу такого вывода говорит и тот факт, что ель в языческих верованиях древних германцев возводилась в разряд божества и называлась деревом мира. В качестве уважения к богам, германцы украшали ее разноцветными кусочками ткани, свечами и, воздавая дань божеству, распевали вокруг дерева хвалебные песни.
Правда, само дерево при этом не срубалось в силу его священности. Желающие отдать дань уважения божеству люди сами шли в лес и, выбрав одну из елей, украшали ее, подготавливая соответствующее место для молитв и песнопений.
В дальнейшем языческая ель стала рождественской и «получила приглашение» в дома европейских жителей. Кстати, изначально для Новогодних и Рождественских праздников выбирались деревца небольшого размера, которые устанавливались на столе. Габариты Новогодней елочки увеличились до размеров напольной и выше, лишь с течением времени.
В Россию же Новогодняя елочка прибыла гораздо позже иных европейских стран, благодаря знаменитому указу императора Петра-1 от 20.12.1699 года, обязавшего народ украшать свои дома хвойными ветками. После смерти императора эта традиция в России не прижилась, а вновь появились Новогодние елки в домах наших соотечественников лишь в начале 19 века.